вторник, 1 марта 2016 г.

Читаем литературу о воспитании подростков...



В основу книги современного французского прозаика легли его личные переживания двоякого рода – опыт отстающего ученика и наблюдения "продвинутого" учителя.  Это легкое, изящное, остроумное сочинение актуально и в наши дни, так как затрагивает основные психолого-педагогические проблемы, с которыми сталкивается личность на пути ее становления. Автор не ищет виновных в проблемах подростков, а показывает разные объективные точки зрения на них. Думающий читатель сможет оценить проблему с разных сторон и прийти к верному решению своей. Обратим внимание на ключевые тезисы, рассмотренные в данном произведении, опираясь на цитаты из него.
Начнем издалека… Рано или поздно все мы становимся потребителями, но современная действительность такова, что дети уже в очень раннем возрасте сталкиваются с этим. Еще, играясь в песочнице, они пытаются выделиться за счет дорогих и ярких игрушек. И чем ближе к школе эти игрушки и одежда становятся все дороже и дороже. В итоге, к школьным годам мы получаем не ученика, а клиента-потребителя, который свои внешкольные интересы переносит в школу, что негативно сказывается на обучении.
«Дети – клиенты, со средствами или без, в больших городах или в предместьях, все они засасываются в один и тот же водоворот потребления, словно в гигантский вселенский пылесос желаний, бедные и богатые, большие и маленькие, мальчики и девочки, вперемежку смываются единым бурлящим желанием – потреблять! Что означает менять товары, желать все время нового, нового, нового, не просто нового – это должен быть последний крик! И обязательно – фирма! И чтобы все знали!»
Еще один негативный фактор, который влияет на обучение ребенка в школе – это отношение его окружения и общества в целом к такому социальному институту как школа.
«Говорящие всякие гадости о школе не принимают в расчет того, сколько детей она спасла от пороков, предрассудков, чванства, невежества, глупости, алчности, от косности или покорности судьбе, царивших в их семьях»
В результате мы получаем ученика с негативным отношением к школе в целом и к обучению в частности.
 «В класс входит не ученик, а какая-то луковица: несколько слоев мучений, страхов, тревог, злобы, обиды, неутоленных желаний, яростных отречений, и все это держится на основе из постыдного прошлого, угрожающего настоящего и безнадежного будущего. Посмотрите, вот они идут – неокрепшее тело, а за плечами тяжкий семейный груз. Урок может начаться, лишь когда эта тяжесть будет отброшена на пол, а луковица - очищена»
Не нужно думать, что ребенок уже взрослый и на него можно обрушить проблемы, справиться с которыми  взрослым людям   не под силу.  Родители должны посвящать своих детей в проблемы, которые существуют в их семье, но уже в тот момент, когда проблема практически решена. 

Доверие – это важно, а точнее это все. На доверии должны строиться отношения между учеником и родителем, а также между учеником и учителем. Но каждая из сторон должна при этом помнить слова Ошо «Доверие как бумага, раз помнешь – идеальным оно уже не будет никогда, как не ровняй». Доверяйте, будьте искренними, и избегайте в отношениях вранья.
«Наш ученик продолжает метаться между школой и домом, тратя всю свою умственную энергию на плетение тончайшей сети квазисоответствий между школьным враньем и домашней полуправдой, между объяснениями, которые он давал одним, и оправданиями, которые представлял другим, между карикатурами на учителей, которые он рисует родителям, и намеками на семейные неурядицы, которые он сообщает на ушко учителям, капля правды тут, капля правды там, обязательно, иначе нельзя, потому что они – родители и учителя – могут в какой-то момент встретиться, этого никак не избежать, а значит, надо это учитывать, помнить об этом, полируя до блеска правдоподобные выдумки, которыми придется кормить их во время встречи.
Энергия, мобилизованная такой умственной деятельностью, несоизмерима с энергетическими затратами хорошего ученика на приготовление домашнего задания»
С ребенком нужно часто разговаривать «по душам», избегать формализма и ответов-отмашек:
- Как дела в школе?
- Все хорошо…
Родитель успокоился и занялся своими делами, а ученик переживает  все внутри.
«Вранье, в котором погряз ученик, делает его пленником какого-то мучительного третьего измерения – где-то между школой, с которой он сражается, и семьей, которую он старается успокоить, там, где воображению отводится жалкая роль по затыканию бессчетных дыр, через которые в любую минуту может пролезть действительность, причем в самых устрашающих обличьях: в виде раскрытой лжи, гнева одних, огорчения других, обвинений, наказаний, может даже исключения из школы, возврата к самому себе, бессильного чувства своей вины, унижения, мрачного смакования мысли, что вот, они, конечно, правы, я полное ничтожество, нуль без палочки, пустое место»
И если мы, взрослые, не будем достаточно наблюдательны и не сможем разобраться где истина, где вранье, а где хитрость, то…
 «Так вот и рождается преступность – когда все умственные способности тайно помещаются в хитрость»
Вернемся к учебной деятельности. По мнению Даниэля Пеннака «…ответы бывают: правильные, неправильные и абсурдные»
С его мнением согласится большинство учителей. Для этого рассмотрим объяснение абсурдного ответа.
«Абсурдный ответ отличается от неправильного тем, что за ним не стоит ни малейшей попытки рассуждения. Чаще всего он выдается автоматически и относится к области простейших рефлексов. Ученик не совершает ошибки, он отвечает невесть что, основываясь на все равно каком признаке»
В современной школе данные виды ответов очень широко распространены в виду перечисленных выше тезисов. Ученик должен быть полностью нацелен на процесс обучения во время присутствия на уроке, он должен думать исключительно о предмете и полностью погружаться вместе с учителем в мир изучаемого предмета.
«Грамматические болезни лечатся при помощи грамматики, орфографические ошибки искореняются при помощи упражнений, страх перед чтением преодолевается чтением, боязнь не понять – погружением в текст, а привычка думать вообще приобретается благодаря размышлениям, ограниченным темой, которой мы занимаемся здесь, сейчас, на этом уроке, в классе, где мы находимся»
 И самый главный тезис,
«Для того, чтобы знание учеников получило шанс воплотиться в настоящем времени на уроке, надо перестать попрекать их прошлым и пугать будущим»

 P.S. Легкого и захватывающего Вам прочтения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий